Главная | О сайте | Контакты

КОНСЕРВАТИЗМ


Центр консервативных исследований
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  научные исследования

     -  Трактат «Консерватизм»
     -  Трактат «Консервативные технологии»
     -  Консервативный прогрессизм. Книга
     -  Теория Оппозиции
     -  Закрытое общество и его друзья. Книга
     -  Иерархия
     -  Инфляция
     -  Кризис элит. Драма фаворитизма
     -  Протекционизм и экономическая безопасность
     -  Учение отцов церкви. Собрание материалов

 -  консервативные разработки
     -  Мировые экономические проблемы - консервативные решения. Материалы

 -  антикризисный консервативный опыт в политике
     -  Сталинские консервативные технологии
     -  опыт П. Столыпина
     -  Победоносцев – кредо и судьба
     -  опыт Ш. де Голля
     -  опыт Т. Рузвельта
     -  опыт Ж. Чемберлена
     -  М. Тэтчер: «Между либерализмом и консерватизмом»
     -  Путин и консерватизм
     -  антикризисные техники Витте
     -  немецкий консерватизм
     -  французские физиократы
     -  китайский консерватизм
     -  нео-номия Лео Штрауса

 -  научные семинары
     -  Челябинск

Проект ПОТЕМКИН
КОНСЕРВАТИЗМ
Проект ПОТЕМКИН


История в консервативном ключе
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  концепция

 -  События. Факты. Комментарии

Отечественный консерватизм
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  российский

 -  советский

Литература в школе: консервативный взгляд
КОНСЕРВАТИЗМ

Консервативная педагогика
КОНСЕРВАТИЗМ

ЦЕНЗУРИОН
для Законопроекта о Цензуре
КОНСЕРВАТИЗМ

САТИРОМАНИЯ
книга
КОНСЕРВАТИЗМ

Семиотическая легитимация денег
КОНСЕРВАТИЗМ

Политическое искусство
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  музыкальное

 -  изобразительное
Глазунов-младший – Иван, или судьба яблока здоровой яблони

 -  киноискусство

ПРОТИВ АНАРХИЗМА
Анархия Кооперации
КОНСЕРВАТИЗМ

Вопрос-ответ
КОНСЕРВАТИЗМ

Контакты
КОНСЕРВАТИЗМ


КОНСЕРВАТИЗМ

Лермонтовский вопрос

Печать
06.01.2015, Р. Контарев Литература в школе: консервативный взгляд
Творчество Лермонтова в контексте отечественного литведа трактуется не однозначно: гениальный поэт, «второй Пушкин», певец свободы, оппозиционер, герой «нашего времени».
В учительских кругах существует брожение: так Лермонтов – это «наш» или оппозиционер до сих пор? Как относиться? Как его преподавать?
Эти вопросы особенно актуальны для консервативной школы, которая находится в сложном противоречии: гений или оппозиционер? гений, но оппозиционер? Надо любить уважать гениальное, а значит и оппозиционное?
Уточним проблему фактически, обращая внимания не на малые тексты, а шедевры.
1. Лермонтов чисто либеральный поэт, который создал абсолютный шедевр – гимн чистой свободе и борьбы за неё – «Мцыри».
2. Лермонтов – ненавистник светской «черни», говоря нынешним языком, лжеэлиты того времени – «Поэт», «Маскарад». Однако огульность и явная тенденциозность говорит о непонимании структуры общества и порядка вообще. То есть он глашатай чистого социального негативизма, оснащенный юношеской мизантропией.
3. Лермонтов – певец «лишних» и потерянных – «Герой нашего времени»
4. Лермонтов – певец демонизма – «Демон».
5. Лермонтов – фаталист – «Фаталист» (из «Героя»).
Даже этот список лермонтовских тем и тенденций говорит о его бунтарских и революционных наклонностях.
При этом всё сказанное сделано великолепно и даже – частями – гениально.
Что же делать? – такой вопрос возникает в связи с лермонтовским вопросом, который, как становится понятно из речи, понимает и сам Путин, видя двойственность и проблему. Но если как политик, он делает акцент на достижении – гениальности, то что делать учителям со второй частью – тематикой, которая крайне далека от патриотичности, позитивности и доброго влияния на молодёжь. И если советский литвед вывернулся, заявляя, что Лермонтов образец критического реализма, обвинение царскому режиму, губителю чистых поэтических душ, проклятие ему и пестование духа бунтарства, то как быть сейчас, когда идёт историческая реабилитация царского периода истории, а значит и реабилитация многого из того, что Лермонтов проклинал? То есть история и литвед входят в серьезное противоречие. А значит Лермонтов требует фундаментального переосмысления.

Какие есть варианты?
1. Оставить всё как есть со времен советского литведа. Но тогда умные дети рано или поздно загонят учителей в угол названным выше противоречием, которое бросается в глаза. Если всё-таки в царском режиме была историческая мощь и справедливость, тогда Лермонтов, как минимум, отчасти неправ и несправедлив в своем мизантропизме, что накладывает на его произведения оттенок недостоверности, тенденциозности, юношеского максимализма.
2. Отдать Лермонтова либеральной школе, оставив его без консервативной нейтрализации. Мол, «не наш». Но тогда произойдёт эффект выплёскивания ребёнка вместе с водой. Ведь его гениальность нами заслужена и отчасти в своей критике текущего момента он был прав.
3. Честно представить его как гениального либерального мизантропического автора и разделить эти две вещи: гениальность и либеральный мизантропизм. Разделить то, что отождествлялось по формуле «гениальный значит умный». Нет: гениальный не всегда умный и объективный. Это значит показать шедевры стиха, образного строя, одновременно давая чёткое понимание интеллектуальной и политической ограниченности автора. Действительно, Лермонтов не успел пройти пушкинского эволюционного пути от мелкого гениального поэтического хулиганства до титанических шедевров с глубинными обобщениями. Смерть в 27 лет говорит о том, что эволюционный результат не станет для нас выручкой.
В любом случае Лермонтов как гениальный художественный документ эпохи в школе необходим. Но есть смысл переставить акценты. Если Печорин дошел до духовного истощения – то общество здесь может быть вообще не причём. Можно на этом примере изводить анализ порока, а не достоинства. На примере демонизма показать слабость попытки найти ключи к своей мизантропической идеологии. На примере фатализма углубиться в достаточно известную по тем временам тенденцию. То есть Лермонтова нужно показать не как жертву эпохи, а как её исследователя, который часто приходил к пониманию отрицательных сторон личного поведения и личного банкротства персонажей. Ведь все основные персонажи его банкроты и смертники.
В конце концов, Лермонтов действительно больше изображал проблему, драму, а не копировал свои эмоции. Таким образом, либеральность и оппозиционность Лермонтова просто станет неинтересной. Он станет больше исследователем эпохи, а не пропагандистом определенного настроения.

konservatizm.info © 2015 г.

КОНСЕРВАТИЗМ
Библиотека консервативной мысли
КОНСЕРВАТИЗМ
Клуб консервативных филателистов
КОНСЕРВАТИЗМ
27/01/2015, Неизвестная Гельвеция

24/12/2014, Плакатная филателия. Нельзя недооценивать

10/09/2014, Глезос. Наши в Греции
В Грецииас есть авторитетные союзники. Те, которые сейчас поднимают голос против антироссий…

17/05/2014, Почему СССР позволял Польше выпускать марки о короле Яне Собеском?
В СССР и в соцлагере вообще не было марок с изоением императоров, царей, королей, монархов…

Клуб консервативной нумизматики
КОНСЕРВАТИЗМ
18/12/2014, Монетный самообман Лукашенко

11/06/2014, Дешифровка египетских фунтов
Деньги носят пракски всю информацию о своём содержании, обеспечении в изображенных символах…

09/12/2013, Монеты императора, который императором не был
То, что деньги выпускает госудво общеизвестно. В том числе и чеканит монету. Для того, чтоб…

05/12/2013, Талеровая история доллара
Идея чеканки дной единицы из серебра принадлежала тирольскому эрцгерцогу Сигизмунду. В 1484…

28/12/2013, Сомнительная апелляция
Стремление чечества обрести мир и спокойствие остаются благими пожеланиями. Межгосударствен…

Позиция
КОНСЕРВАТИЗМ
27/02/2015, Попперианская основа американской геополитики
Есть Обама, озвучивающий официозно-патетический формат, а есть окружение, которое озвучивает скрытый…

30/01/2015, Фальшивый Мишима
Будущее ервативной школы зависит от того, насколько внятно она отрешится от наносных и фальши…

29/01/2015, Украину и Белоруссию создала Россия
Источник: a c href="http://devj нами карта 16 веоторой нет н Белоруссии. Что же…

10/12/2014, Транзитный синдром Украины
Мы всё пытаемся понять, что происходит с нами на Украине. Потому что понятно, что это надолго и нам…

20/12/2014, Подлог под грифом «Нео»
Несмотря на то, что вопрос о вариативности внутри консервативного учения большой, есть, тем не менее…