Главная | О сайте | Контакты

КОНСЕРВАТИЗМ


Центр консервативных исследований
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  научные исследования

     -  Трактат «Консерватизм»
     -  Трактат «Консервативные технологии»
     -  Консервативный прогрессизм. Книга
     -  Теория Оппозиции
     -  Закрытое общество и его друзья. Книга
     -  Иерархия
     -  Инфляция
     -  Кризис элит. Драма фаворитизма
     -  Протекционизм и экономическая безопасность
     -  Учение отцов церкви. Собрание материалов

 -  консервативные разработки
     -  Мировые экономические проблемы - консервативные решения. Материалы

 -  антикризисный консервативный опыт в политике
     -  Сталинские консервативные технологии
     -  опыт П. Столыпина
     -  Победоносцев – кредо и судьба
     -  опыт Ш. де Голля
     -  опыт Т. Рузвельта
     -  опыт Ж. Чемберлена
     -  М. Тэтчер: «Между либерализмом и консерватизмом»
     -  Путин и консерватизм
     -  антикризисные техники Витте
     -  немецкий консерватизм
     -  французские физиократы
     -  китайский консерватизм
     -  нео-номия Лео Штрауса

 -  научные семинары
     -  Челябинск

Проект ПОТЕМКИН
КОНСЕРВАТИЗМ
Проект ПОТЕМКИН


История в консервативном ключе
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  концепция

 -  События. Факты. Комментарии

Отечественный консерватизм
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  российский

 -  советский

Литература в школе: консервативный взгляд
КОНСЕРВАТИЗМ

Консервативная педагогика
КОНСЕРВАТИЗМ

ЦЕНЗУРИОН
для Законопроекта о Цензуре
КОНСЕРВАТИЗМ

САТИРОМАНИЯ
книга
КОНСЕРВАТИЗМ

Семиотическая легитимация денег
КОНСЕРВАТИЗМ

Политическое искусство
КОНСЕРВАТИЗМ
 -  музыкальное

 -  изобразительное
Глазунов-младший – Иван, или судьба яблока здоровой яблони

 -  киноискусство

ПРОТИВ АНАРХИЗМА
Анархия Кооперации
КОНСЕРВАТИЗМ

Вопрос-ответ
КОНСЕРВАТИЗМ

Контакты
КОНСЕРВАТИЗМ


КОНСЕРВАТИЗМ

«Цыганы» как первый поэтический антилиберальный манифест в России

Печать
16.01.2015, А. Ростов Литература в школе: консервативный взгляд
Для школы есть великолепный разоблачительный материал либеральной тенденции – поэма «Цыганы» Пушкина, которая знаменовала переход поэта на консервативные позиции.

Если и есть прозрачные, звучные переломы сознаний и позиций в истории мировой литературы, то самая известная из них – пушкинский перелом. Переход от либеральных пассов «Лициния», оды «Вольность», Деревни» и проч. к позиции противоположной давно замечена и отмечена. Мы только повторимся, расставив акценты и сделав выводы.
Акцент первый – антилиберальный перелом произошел в ссылке, то есть, по сути, в заключении. Не слишком твёрдом, но всё же. Иное ограничение у иных может вызвать ассоциации с заключением. Здесь же понятные ссылка, надзор, доносы, деревня, погружение в банальности и заброшенные места. Одно из них – Бессарабия. Несмотря на то, что сегодня пушкинские места смотрятся благими – большой дом возле деревни, луга, поля, но всё же ссылка есть ссылка.
Именно в этот момент на бессарабском материале он пишет поэму «Цыганы».

Напомним второй важнейший момент, который говорит о «втором расторжении» – с европейской модой считать цыган воплощением вольницы, свободы и чистоты. Вся Европа была очарована цыганской темой, которые бесконечными рядами шествовали в сознание европейских читателей. Можно вспомнить Проспера Мериме с его «Кармен», Гюго с его цыганами и цыганками, Аврору Дюдеван (Жорж Санд) и проч., которые воплощали в цыганах свободу и делали их именно носителями и передатчиками свободного духа ради которого можно и свободно умереть (Квазимодо).
Пушкин отказался от этой формирующейся моды. Интересно то, что Проспер Мериме, по некоторым исследованиям, стал исследователем и переводчиком Пушкина именно из-за противоположной его позиции по цыганам: он всю жизнь Пушкина следил за его творчеством, всех знакомых русских донимал расспросами о Пушкине и писал о нём бесконечные письма.
«Цыганы» – чёткий приговор не только цыганской вольнице, но и вольнице вообще. Это третий аспект. Впервые вольница заменяется на идею судьбы, которая для Пушкина была принципиально иноприродной свободе и стала доминирующей в его творчестве и жизни.
Поэма начинается со стандартных идиллических картин, которые уже тогда были тривиальны. Он почти утрировал эти картины, подав весь набор вольных штампов – от радости, плясок до открытых полей и возможности похода в любую сторону света (мы их выделим).

Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

Мы не будет останавливаться на сюжете любовной трагедии, нас интересует фундаментальный вывод, прозвучавший в заключение и представляющий жёсткий контраст с зачином (тоже с выделениями)

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

И вот симметрия: вместо семьи – природы бедные сыны, вместо мира – страсти роковые, вместо вольницы – судьба, вместо поля – пустыня, вместо радости – нет счастья.
Подчеркнутая симметрия была замечена давно, приговор тоже, но акценты не были доведены до конца, чтобы озвучить главное – разрыв с либеральной идеологией своей юности. Многие считают, что разрыв начал происходить раньше, когда Пушкин написал шокирующую для многих «Руслана и Людмилу» с явным русским национальным креном и настолько далёкую по тональности и тематике с заказной «Гаврилиадой» (1917 года), что «товарищи» Пушкина сочли это предательством и «помогли» его наказать ссылкой. Есть такая версия и такой парадокс. Считается, что Пушкин потерпел как раз за «Гаврилиаду», но есть более прочная вторая версия: «Руслан и Людмила» были написаны в марте, а ссылка последовала мгновенно – в мае, тогда как «возмутительные» стихи гуляли уже 4 (!) года и ничего! Если это подтвердится, то возникнет четвёртый акцент: если Пушкин понял, кто его и зачем сослал, то «Цыганы» становятся не просто разрывом, а вызовом.
Наконец, сейчас становится ясно, что помимо всего, «Цыганы» стали первым и самым значительным до сих пор (!) поэтическим антилиберальным манифестом в России вообще.
И это вывод, собранный из акцентов, который есть смысл в школьных программах прописать и реализовать.

konservatizm.info © 2015 г.

КОНСЕРВАТИЗМ
Библиотека консервативной мысли
КОНСЕРВАТИЗМ
Клуб консервативных филателистов
КОНСЕРВАТИЗМ
27/01/2015, Неизвестная Гельвеция

24/12/2014, Плакатная филателия. Нельзя недооценивать

10/09/2014, Глезос. Наши в Греции
В Грецииас есть авторитетные союзники. Те, которые сейчас поднимают голос против антироссий…

17/05/2014, Почему СССР позволял Польше выпускать марки о короле Яне Собеском?
В СССР и в соцлагере вообще не было марок с изоением императоров, царей, королей, монархов…

Клуб консервативной нумизматики
КОНСЕРВАТИЗМ
18/12/2014, Монетный самообман Лукашенко

11/06/2014, Дешифровка египетских фунтов
Деньги носят пракски всю информацию о своём содержании, обеспечении в изображенных символах…

09/12/2013, Монеты императора, который императором не был
То, что деньги выпускает госудво общеизвестно. В том числе и чеканит монету. Для того, чтоб…

05/12/2013, Талеровая история доллара
Идея чеканки дной единицы из серебра принадлежала тирольскому эрцгерцогу Сигизмунду. В 1484…

28/12/2013, Сомнительная апелляция
Стремление чечества обрести мир и спокойствие остаются благими пожеланиями. Межгосударствен…

Позиция
КОНСЕРВАТИЗМ
27/02/2015, Попперианская основа американской геополитики
Есть Обама, озвучивающий официозно-патетический формат, а есть окружение, которое озвучивает скрытый…

30/01/2015, Фальшивый Мишима
Будущее ервативной школы зависит от того, насколько внятно она отрешится от наносных и фальши…

29/01/2015, Украину и Белоруссию создала Россия
Источник: a c href="http://devj нами карта 16 веоторой нет н Белоруссии. Что же…

10/12/2014, Транзитный синдром Украины
Мы всё пытаемся понять, что происходит с нами на Украине. Потому что понятно, что это надолго и нам…

20/12/2014, Подлог под грифом «Нео»
Несмотря на то, что вопрос о вариативности внутри консервативного учения большой, есть, тем не менее…